Журналист из Узбекистана описал обстановку в республике на фоне афганских событий
29 сентября 2021 | Москва


Ситуация в Средней Азии существенно накалилась из-за происходящего в Афганистане. Какое-то время казалось, что все контролируемо и опасность миновала, но последние события говорят об обратном. Может ли обстановка выйти из-под контроля, в интервью «ПолитЭксперту» оценил журналист из Узбекистана Сергей Ежков.
Афганистан обвинил Таджикистан в грубом вмешательстве во внутренние дела, после чего «Талибан»* (запрещенное в России террористическое движение) направил к таджикско-афганской границе спецназ.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев 27 сентября сообщил о гибели узбекского военнослужащего. Он пытался остановить афганского наркобарона, незаконно пересекающего государственную границу, передает Telegram-канал «Нигох».

Какая обстановка царит в Центральной Азии после захвата власти в Афганистане талибами, рассказал журналист из Узбекистана, редактор издания Uzmetronom.com Сергей Ежков.

ПЭ: Какую политику проводит Правительство Республики Узбекистан в отношении талибов?

Не надо драматизировать. Она ожидаема и прогнозируема. К заверениям талибов о том, что они хотят жить дружно, все отнеслись с известной поправкой на реальность, никто не заблуждался по этому поводу.

То, что есть напряжение, — это да. Новая власть в Афганистане и власти среднеазиатских республик, что называется, притираются друг к другу. А когда есть элементы трения, могут быть искры. Но повторяю: драматизировать не надо.

Обстановка в Узбекистане абсолютно нормальная и стабильная. Нет никакой нервозности и лихорадки, которая может быть свойственна в ситуации напряжения на сопредельных территориях. Люди живут обычной жизнью. Большинство об этом серьезно даже не думают.

Вместе с тем Узбекистан как страна братская по отношению к России рассчитывает, что республику не оставят в беде. Это не значит, что российские военнослужащие обязательно должны принимать участие в боях, которые теоретически могут быть на приграничной территории.

И потом, уверен, что у талибов сейчас хватает задач внутри страны. Если вспомнить историю, у них никогда не было программных целей по расширению территории своего влияния. Это всегда было движение, заточенное на Афганистан, но не далее.

Другое дело, что там есть бандформирования, неподконтрольные ни талибам, ни прежней власти Афганистана. Они не испытывают симпатий к светским режимам постсоветской Средней Азии, и эту опасность нельзя сбрасывать со счетов. Но я всегда говорю, что любая банда против государства обречена на поражение, потому что государство — это мощь, а банда — это банда. Она не имеет соответствующей поддержки.

Да, локальные конфликты на приграничной территории могут быть, но не более. Говорить о массовом проникновении, о военных действиях и о полномасштабной войне — это из категории нереального.

ПЭ: Узбекистан вернется в ОДКБ?


Таджикистан и Киргизия — члены ОДКБ. Узбекистану нет смысла туда вступать, поскольку взаимодействие в сфере оборонного и военно-промышленного комплекса блестяще проводится в рамках двусторонних отношений с Россией. Двусторонние отношения — это надежный формат.

Источник